Наши игры :: Рэндзю

Рэндзю

Играть в Рэндзю

Прямая ссылка:
http://www.treegame.ru/?apps=renju

  1. Общие сведения.
  2. Начало игры.
  3. Правила игры.
  4. Подсчет очков. Определение победителя.
  5. Приемы игры.
  6. Историческая справка.

1. Общие сведения.

Рэ́ндзю (яп. 連珠) — спортивно-логическая игра. Известна также под названиями гомоку, гомокунарабэ, что означает «пять камней» и «пять камней в ряд».

Цель игры - первым построить непрерывный ряд из пяти камней своего цвета — по горизонтали, по вертикали или в диагональном направлении.

2. Начало игры.

Начать игру Вы можете, присоединившись к уже имеющейся незаполненной заявке, либо создав собственную партию.

Чтобы присоединиться к незаполненной открытой партии:

  • выберите в Холле игры устраивающую Вас заявку;
  • обратите внимание на рейтинг создателя заявки, длительность хода, необходимость ставки, наличие пароля, проведение партии в рамках какого-либо турнира;
  • кликните на любое незанятое место в списке участников.
Партия начнется сразу после Вашего присоединения к заявке.

Чтобы создать заявку в Холле игры:

  • установите необходимую длительность хода;
  • для создания приватной партии задайте пароль и сообщите его сопернику;
  • для игры на монеты определите ставку;
  • если пранируется турнирная партия, выберите турнир, в рамках которого будет проходить игра;
  • нажмите кнопку «Создать».

Ваша заявка появится в списке открытых игр. Игра начнется сразу же после присоединения к заявке соперника.

3. Правила игры.

  • Играют два соперника: один чёрными фишками (камнями), его соперник — белыми.
  • Игра проходит на расчерченной в клетку доске размером 15 на 15 линий.
  • Игроки делают ходы по очереди. Первыми ходят чёрные. Каждым ходом игрок выставляет на доску, в точку пересечения линий, один камень своего цвета.
  • Для играющего чёрными определено правило: первый ход всегда в центр доски, а второй - за пределами центрального квадрата 5х5.
  • Игрок может пасовать — отказаться делать очередной ход, если считает невыгодным ходить. Если оба игрока пасуют подряд, игра завершается и объявляется ничья.
  • Побеждает тот, кто сможет первым построить непрерывный ряд из пяти камней своего цвета — по горизонтали, по вертикали или в диагональном направлении.
  • Построение ряда из более чем пяти камней не приводит к победе.
  • Игра продолжается до победы одного из игроков либо до ничьей, либо до момента, когда вся доска будет занята камнями (в последнем случае результат партии также ничейный).

4. Подсчет очков. Определение победителя.

Побеждает тот, кто сможет первым построить непрерывный ряд из пяти камней своего цвета — по горизонтали, по вертикали или в диагональном направлении, причем построение ряда из более чем пяти камней не приводит к победе.

Игра продолжается до победы одного из игроков либо до ничьей, либо до момента, когда вся доска будет занята камнями (в последнем случае результат партии также ничейный).

5. Приемы игры.

Позиция в теории рэндзю рассматривается как набор взаимопересекающихся линейных конструкций. Основной интерес представляют тройки и четвёрки. Они делятся на открытые и прикрытые. Открытая четвёрка может быть достроена до пятёрки двумя разными способами, прикрытая — только одним. Четыре камня на одной линии, которые никаким способом не могут быть достроены до пятёрки, четвёркой не считаются. Аналогично обстоит дело с тройками — тройка может быть прикрытой, если её можно достроить до четвёрки одним способом, или открытой, если это можно сделать двумя способами. Три камня, которые не могут превратиться в открытую четвёрку, тройкой также не считаются.

Очевидно, что построение открытой четвёрки гарантирует выигрыш на следующем ходу, если только противник не построит свою пятёрку раньше. Построение прикрытой четвёрки вынуждает противника отвечать вполне определённым ходом, чтобы избежать проигрыша на следующем ходу. По аналогии с шахматами, четвёрка в русской терминологии называется ещё «шахом», а пятёрка — «матом». Открытая тройка может называться «полушах», поскольку она превращается в мат за два хода.

Для выигрыша в партии игрок должен стремиться к построению своих открытых троек и четвёрок, одновременно блокируя попытки создания их противником. Очевидно, что если игрок будет каждым своим ходом строить только одну тройку или прикрытую четвёрку, то противник будет отвечать блокированием строящегося ряда. Поэтому для выигрыша необходимо построить вилку — одним ходом создать более одной тройки или четвёрки. В таком случае противнику не хватит ходов на блокирование и, если у него нет пути форсированного мата, он неизбежно проиграет.

Наиболее верный (но не всегда возможный) способ достижения победы — мат серией шахов. Игрок делает ходы, каждый из которых строит четвёрку, противник вынужденно блокирует построения. При этом строится база для вилки, которая и формируется предпоследним ходом. Защититься от такой комбинации невозможно, поэтому в любой позиции игрок всегда сначала ищет путь выигрыша серией шахов, и только убедившись, что его нет, прибегает к другим вариантам.

Больше усилий требует выигрыш на полушахах, когда создаются не четвёрки, а тройки. В отличие от предыдущего случая, у противника остаётся возможность сделать один дополнительный ход, прежде чем игрок достроит победную пятёрку. Противник может использовать этот факт для организации контригры — постановки шаха и перехвата инициативы.

6. Историческая справка.

Игра появилась во втором тысячелетии до нашей эры на территории одной из древнейших цивилизаций человечества в долине реки Хуанхэ. В течение столетий правила игры не менялись. Игра получила распространение на древнем востоке — в Китае, Корее, и в VII веке н. э. эмигранты из Китая привезли рэндзю на Японские острова. В Японии игра носила название «гомоку» («пять камней») или «гомокунарабэ» («пять камней в ряд»). Игра в течение многих веков пользовалась широкой популярностью, в неё играли все, от простолюдинов до придворных, от детей до стариков. Играли в гомоку на досках 19х19 линий (аналогичной доскам для го) и 15х15.

Современное название «рэндзю» что в переводе означает «нитка жемчуга», игра получила в 1899 году. Название придумал Тенрю Кобаяси, знаток китайской поэзии. Возможно, оно связано с тем, что, согласно литературным источникам, в древности японские женщины-аристократки играли в гомоку чёрными и белыми жемчужинами.

В XIX веке начали издаваться книги по теории игры. Развитие теории привело к пониманию того, что начинающие (чёрные) имеют преимущество, достаточное для победы при точной игре независимо от защиты белых. Это привело к необходимости изменения правил: для чёрных были введён запрет на построение вилки 3-3. В XX веке игроки пришли к выводу, что этого недостаточно для уравнения шансов игроков. В 1936 году, по предложению Рокусана Такаки, для чёрных были введены фолы (запрещённые ходы): вилки 3-3, 4-4 и постановка ряда из 6 и более камней в ряд, вилки кратностью более двух. Эти правила и стали классическими. Усложнение правил неожиданно привело к обогащению игры, поскольку появились принципиально новые тактические элементы — выигрыш вынужденным фолом для белых и уход от фола для чёрных.

В XX веке рэндзю под различными названиями и с различными модификациями правил стало популярно среди учащейся молодёжи многих стран мира. Это связано с тем, что в рэндзю камни не перемещаются по доске, а, будучи однажды выставлены, остаются на месте до конца игры, что позволяет играть с помощью карандаша или ручки на листке в клетку.


Играть в Рэндзю прямо сейчас

В начало
Содержание
© 2009 TreeGame.ru

Rambler's Top100 CATALOG.METKA.RU